ЛАВИРОВКА
Как уже было сказано выше, парусная лодка против ветра не ходит. Для того, чтобы двигаться против ветра, нужно ЛАВИРОВАТЬ, то есть идти курсом острый бейдевинд (под таким острым углом к ветру какой только возможен), чередуя правый и левый галсы. Если к намеченной цели надо идти против ветра значительное расстояние, то придется сделать несколько поворотов. Здесь уже рулевой решает сам — будет ли он делать длинные галсы или короткие (зигзаги). Если галсы будут короткие, то повороты придется делать чаще, не длинных галсах поворотов будет меньше. При лавировке гик подберем почти к середине лодки, курс будем держать под таким острым углом к ветру, при котором парус может еще нормально работать. Слишком круто держаться к ветру не стоит — это замедляет ход яхты, и поэтому (особенно при большой волне) не желательно. Более "свободный» ход ускорит прохождение дистанции даже в том случае, если пройденное расстояние от этого увеличится, так как в итоге будем продвигаться вперед быстрее. Чтобы научиться лавировать, нужна длительная и настойчивая тренировка. Результаты гонок, в первую очередь, зависят от успешной лавировки.
ЕСЛИ ЯХТА ОПРОКИНЕТСЯ
В сильный ветер «Оптимист» может и опрокинуться. Пугаться этого не стоит, т. к. вряд ли можно найти яхтсмена, который, обучаясь управлять яхтой, ни разу не искупался бы. Опрокидывания не следует бояться, т. к, яхтсмен умеет плавать и на нем спасательный пояс, который будет удерживать его на воде. Те объемы плавучести, которые имеются в корпусе «Оптимиста», делают лодку практически непотопляемой. «Оптимист» редко переворачивается вверх дном. Если лодка ляжет
13