Содержание материала

 

РАБОЧЕЕ МЕСТО.

Для постройки «Оптимиста» годится любое помещение с более или менее ровным полом, длиною не менее 3,5 м и шириной 3,0 м, сухое и достаточно светлое. При склеивании деталей температура помещения должна быть не менее +15° С. Летом можно строить яхту под навесом или в любом другом, защищенном от дождя, месте.

РАБОЧИЕ ИНСТРУМЕНТЫ И ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.

Для постройки требуется комплект простых столярных инструментов — топор, пила, рубанок, молоток, клещи, коловорот с набором сверл, большое шило, рашпиль, угольник, уровень и измерительная рулетка (метр). Если всех перечисленных инструментов не окажется под рукой — расстраиваться не следует; «Оптимист» можно построить и с меньшим количеством инструментов, но только работать в таком случае будет труднее, и постройка будет продвигаться медленнее. Дли удобства, кроме инструментов, хорошо иметь под рукой еще и некоторые приспособления. Можно сделать верстак из одной-двух простых досок, закрепив их у стенки. Желательно иметь несколько струбцин, т. к. они облегчают работу, особенно при склеивании.

СТАПЕЛЕМ называют место, на котором строят яхту. Так как «Оптимист» строят вверх Дном, то удобнее работать на ровном полу. Стапель можно изготовить, закрепив гвоздями (или каким-нибудь другим способом) параллельно полу три продольные стапельные доски (черт. 1, деталь 16). На один из концов положим под прямым углом поперечную доску и прибьем ее гвоздями к продольным доскам (черт. 1, деталь 15). Две другие поперечные доски прибивать пока не следует. Если же продольных и поперечных досок для стапеля под рукой не окажется, то их можно заменить другим подходящим материалом. На среднюю продольную доску нанесем при помощи рулетки (прямой рейки или шнура) центральную осевую пинию лодки, — линию диаметральной плоскости, по которой начнем сборку. В случае, если поп деревянный и в него можно забивать гвозди, лодку можно построить и без стапеля. При этом шпангоуты прикрепляются к полу при помощи небольших деревяшек и гвоздей.

КЛЕЙ И СКЛЕИВАНИЕ. При постройке судов используют только водостойкие клеи (К-3, К-17, КБ-3 и др.). Так как все эти кпеи состоят из двух или более компонентов, то перед их использованием необходимо хорошенько ознакомиться с их приготовлением. При склеивании надо помнить о том, что склеиваемые поверхности сначала должны быть ровно оструганы и хорошо зачищены. Клеи надо наносить кисточкой тонким слоем на обе поверхности так, чтобы просвечивал рисунок древесины. После нанесения клея подождем некоторое время (от 5 до 15 минут), чтобы клей впитался в древесину. Затем сложим склеиваемые поверхности и дадим им постоять без пресса от 5 до 25 минут, а затем плотно сожмем их (струбцинами, клиньями или чем-нибудь другим). Если же нет струбцин или они не подходят по размеру, то можно склеиваемые детали соединить шурупами или гвоздями. В зависимости от качества клея и его марки, склеиваемые детали нужно держать под прессом от 6 до 12 часов. За это время клей подсохнет, и струбцины можно будет снять. Необходимо помнить о том, что склеивание дает хорошие результаты только в том случае, если детали сухие и температура в помещении не ниже +15° С. После работы с клеем обязательно тщательно вымойте руки и следите за тем, чтобы клей не попал в глаза.

ПОСТРОЙКУ КОРПУСА начнем с подготовки нужных деталей. Кормовой и носовой транцы (черт. 2) сделаем из фанеры. Для этого на фанере вычерчивается карандашом нужная форма, линии которой потом выпиливают. Кормовой и носовой транцы по краям укреплены транцевой рамой. Обе рамы состоят из одной днищевой и двух бортовых частей (на черт. кормового транца —

35


Другие статьи

Определения

Краткий курс практической навигации

Флаги на яхте

Яхтенный этикет