Содержание материала

 

детали 23 и 25; на черт. носового транца — детали 27 и 28). Раму к транцу можно приклеить или привернуть шурупами (желательно латунными или оцинкованными железными — во избежание появления ржавчины). Шурупы нужно завинчивать в шахматном порядке не расстоянии 6—В см друг от друга. Чтобы их было легче ввертывать, надо сначала просверлить отверстия. Диаметр отверстий должен быть приблизительно на 0,5 мм меньше диаметра шурупа, и его глубина должна составлять приблизительно 2/3 длины шурупа. Маленькое углубление надо сделать и для головки шурупа, чтобы после установки шурупа на место она сравнялась с поверхностью деревянной детали. Чтобы при просверливании отверстий рама не сдвинулась с места, ее надо на это время прибить гвоздями к транцу. Ввернув шурупы, гвозди удаляем. После этого проверим еще раз размеры транцев, чтобы убедиться в их правильности.

МИДЕЛЬ-ШПАНГОУТ (средний шпангоут) состоит также из трех частей — днищевой (флортимберса) и двух бортовых (топтимберсов). (На черт. 2 это детали 18 и 19). Их надо соединить между собой с помощью клея и шурупов — на оба конца ставим по 4—5 шурупов. Как кормовой и носовой транцы придают форму корме и носу, так мидель-шпангоут придает форму лодке в середине корпуса. Поэтому проверка размеров мидель-шпангоута также очень важна. Так как для обшивки днища и бортов подии нет нужного размера листов фанеры, то их придется склеивать из двух-трех частей. Размеры их мы найдем на чертеже. Склеивать фанеру следует «на ус», как показано на черт. 3. Естественно, что обшивку бортов и днища нужно вырезать чуть больших размеров, чем указано на чертеже — это необходимо для того, чтобы потом состругать и зачистить края. Размеры остальных деталей и их материалы даны на чертежах, и их изготовление несложно. Теперь начинается работа, которую судостроители называют ЗАКЛАДКОЙ ЛОДКИ. Как мы уже заметили, бортовые части транцевых рам и мидель-шпангоута значительно длиннее, чем высота борта «Оптимиста» в этих местах. Это сделано для удобства работы — для того, чтобы лодка во время сборки на стапеле была бы на достаточной высоте и чтобы можно было правильно закрепить на стапеле транцы и мидель-шпангоут.

НАЧНЁМ С КОРМОВОГО ТРАНЦА, Установим верхний край транца точно по горизонтали и нижние бортовые концы рамы прибьем гвоздями к поперечной доске, ранее установленной на стапель. При этом центр транца должен совпадать с центральной осевой линией, отмеченной на продольной доске. Чтобы транец не отклонялся от вертикали, его необходимо прикрепить гвоздями двумя подкосами (деталь 2) к продольным боковым доскам стапеля. Особенно тщательно надо проверить вертикальность и высоту установки транца от стапеля. Здесь нужен ватерпас. Если нет ватерпаса, то можно обойтись и отвесом (грузик, подвешенный на тонкой нитке). В момент установки мидель-шпангоута расстояние между задней поверхностью транца и обращенной к носу кромкой флортимберса мидель-шпангоута должно быть 1007 мм. Измерим точно это расстояние, и затем на продольные доски стапеля набьем вторую поперечную доску. Поскольку от высоты кормового транца, мидель- шпангоута и носового транца зависит продольный прогиб (кривизна) днища лодки (она должна, как и все другие размеры, соответствовать правилам класса и размерам, приведенным на чертеже обмера), то высоту мидель-шпангоута надо тщательно отрегулировать в соответствии с чертежом и только после этого прибить гвоздями к доскам стапеля. Высоту эту можно высчитать по чертежу обмера (соответственно высоте кормового транца) и тогда от верхней поверхности стапеля отмерить вертикально вверх. В другом случае для этого используем прямую рейку или натянем нитки (горизонтально над осевой линией лодки (базовой линией) и

36


 

Другие статьи

Определения

Краткий курс практической навигации

Флаги на яхте

Яхтенный этикет