Для установки кипя (деталь 4) с помощью пилы и стамески на днищевой части транцев и мидель-шпангоута проделаем гнезда, соответствующие поперечному размеру киля (16X85 мм). Гнезда должны находиться на диаметрали яхты. Когда продольное направление киля установлено, закрепим его окончательно с помощью клеи и двух-трех шурупов. Кривизна киля должна обеспечить кривизну днища лодки соответственно чертежу обмера. Перед окончательной установкой кипя необходимо еще раз выверить все размеры. Если требуется изменить высоту киля в точках измерения, то прижмем его упирающейся в потолок рейкой или приподнимем опорой, помещенной между центральной доской стапеля и килем.
Аналогично установим и закрепим и СТРИНГЕРЫ (деталь 17). Размеры гнезд — 16X35 мм (для этого потребуется пара шурупов).
Для правильной установки ПРИВАЛЬНОГО бруса (деталь 3) и СКУЛОВОГО бруса [деталь 5) вырежем гнезда (16X35 мм) в бортовых частях мидель-шпангоута и транцев в обозначенных на чертеже местах. Способ крепления тот же, что и при креплении стрингеров. Поскольку днище лодки в поперечном сечении должно быть совершенно прямым, то поверхности киля, днищевых стрингеров и скуловых брусьев должны быть на одном уровне до установки фанеры. Если это окажется необходимым, то выступающие места можно чуть-чуть состругать. Если и это не поможет, то ошибки нужно искать в неточностях сборки. Установка и крепление киля, стрингеров, привального и скулового брусьев пойдет быстрее, если будем работать вдвоем — один держит деталь, а другой просверливает отверстие и ввертывает шурупы. Когда вышеуказанные детали окончательно закреплены, то их концы отпиливаем по наружным поверхностям кормового и носового транцев. Кормовой транец, мидель-шпангоут и носовой транец вместе с прикрепленными к ним килем, привальными и скуловыми брусьями должны образовать жесткий остов. Теперь начнем покрывать лодку ФАНЕРОЙ. В первую очередь займемся бортами. О склеивании фанеры мы уже говорили выше; теперь прикрепим фанеру на место струбцинами или гвоздями и проверим, плотно ли и равномерно ли она прилегает к остову. В случае необходимости можно подстругать детали остова. Если же между фанерой и остовом останутся слишком большие промежутки, то ошибку надо искать в неточностях сборки. Правильно подогнанную фанеру приклеим и привинтим шурупами (с промежутками в 50—60 мм) к транцевым рамам, мидепь-шпангоуту, привальному и скуловому брусьям. Шурупы следует ставить, двигаясь от центра к краям, тогда фанера лучше приклеится и остову. Когда на следующий день клей подсохнет, то состругаем край фанеры до уровня скуловых брусьев и транцев. Аналогичным образом подгоним и закрепим фанеру днища. После того, как клей высохнет, подрежем и подстругаем края фанеры на днище. От того, как прикреплена фанера к бортам и днищу, зависит, будет ли лодка давать течь, поэтому данная операция требует особой тщательности. Многие судостроители при выполнении этой операции отказались от клея. Вместо клея между фанерой и скуловым брусом, а также между транцами прокладывается пропитанная пастой (густой масляной краской) тонкая полоска хлопчатобумажной ткани, выступившую между соединяемыми поверхностями пасту надо счистить до ее засыхания.
В днище, по центру киля, вдоль лодки надо прорезать ШВЕРТОВУЮ ЩЕЛЬ длиною 330 мм и шириной 16 мм.
Это отверстие для ШВЕРТА. Задний край щели должен отстоять от задней поверхности кормового транца на расстоянии 1040 мм. Целесообразно, разметив концы щели, просверлить отверстия и между ними выпилить щель нужной ширины. Теперь мы можем отделить корпус от стапеля. Для этого снимем осторожно все крепления стапеля, 'вытащим все гвозди и перевернем лодку. Временные подкосы
38