уберем, концы бортовых частей мидель-шпангоута и транцев, которые выступают над бортом, отпилим вдоль привального бруса и ровно подстругаем край борта.
Для увеличения прочности крепления бортов с транцами лодки используются ГОРИЗОНТАЛЬНЫЕ КНИЦЫ (детали 14 и 22). Кницы выпиливаем из фанеры, при- клеиваем и сверху закрепляем шурупами.
Теперь по черт. 2 и 4 изготавливаем ШВЕРТОВЫЙ КОЛОДЕЦ. Он состоит из двух фанерных стенок, двух стоек и двух реек основания. Их размеры и материалы указаны на чертеже. Сначала соединим шурупами и клеем рейки основания со стенками, а затем (тоже при помощи клея и шурупов) со стойками в одно целое. Очень важно правильно установить швертовой колодец — если это сделать небрежно, то лодка начнет в этом месте протекать. Для предотвращения течи основание швертового колодца необходимо плотно подогнать к верхней поверхности киля. Чтобы обеспечить водонепроницаемость, рекомендуется между швертовым колодцем и килем положить пропитанные пастой полоски ткани и только после этого закрепить со стороны днища шурупами. Если щель в днище лодки прорезана правильно, то швертовый колодец должен упираться в днищевую часть мидель-шпангоута, а внутреннее отверстие швертового колодца и щель в днище должны совпасть.
Теперь надо установить МАЧТОВЫЙ ШПАНГОУТ (черт. 2, деталь 10). Место указано на чертеже, шурупы нужно поставить с внешней стороны борта. После этого установим части, которые будут держать мачту.
Это МАЧТОВАЯ БАНКА (деталь 21) и СТЕПС (деталь 12), в которых просверлены одинаковые отверстия (диаметром 48 мм) для шпора мачты. Мачтовую банку прикрепим 3—4 шурупами с каждого конца к низу привального бруса так, чтобы задний край банки прилегал к заднему краю мачтового шпангоута. Для того, чтобы установить банку, целесообразно корпус лодки перевернуть снова вверх дном и работать под ним. Работать там не очень удобно, поэтому те, кто уверен в своем умении, могут установить мачтовый шпангоут и банку заранее — еще до того, как обшивка будет приклеена к днищу. Место расположения степса определим по банке — отверстия в банке и степсе должны полностью совпадать, иначе мачта будет стоять криво.
Когда определено положение степса, то его нужно приклеить к килю и закрепить шурупами сквозь днище. Мачту необходимо дополнительно укрепить ВЕРТИКАЛЬНЫМИ КНИЦАМИ из фанеры (см. черт. 2, деталь 9 и черт. 5), которые крепятся к мачтовому шпангоуту и задним краям банки также шурупами.
Конструкция металлических ПЕТЕЛЬ РУЛЯ произвольная (черт, 1, деталь 10 и черт. 6). Их надо прикрепить к транцу точно по диаметрали, а высоту отрегулировать в соответствии с их половинками на пере руля. Прикрепить их можно болтами (диаметр 6 мм) или заклепками. Вот и готов корпус «Оптимиста».
Его размеры необходимо проверить по чертежу обмера. РУЛЬ И ШВЕРТ. Перо руля (черт. 6) и шверт (черт. 7) изготавливаются из фанеры толщиной в 12 мм. Если такой фанеры не окажется, то их можно склеить из более тонкой (два слоя по 6 мм, или три слоя по 4 мм). Петли к перу руля целесообразно приклепать. Управляют рулем при помощи румпеля (черт. 1, деталь В и черт. 8). Он соединен болтом (6 мм) с верхним концом пера руля. Более тонкую часть румпеля необходимо тщательно отшлифовать — тогда его будет удобнее держать в руке.
К верхнему краю шверта с обеих сторон приклеим или привинтим (можно и приклепать) рейки, которые будут держать шверт на стенках швертового колодца на ходу, когда он будет полностью опущен. РАНГОУТ. Это общее название для мачты, гика и шпринтова (черт. 9). Все части
39