После того, как в лат-карманы вставлены латы, постановка паруса закончена. При креплении паруса к мачте и гику нужно проверить их состояние — отсутствие трещин на мачте, гике и шпринтове, целостность паруса и т, д. Парусом во время плавания управляют с помощью шкота. Один конец шкота закрепляем выбленочным узлом к гику приблизительно на уровне одной трети длины гика со стороны пока. Выбирать шкот, особенно в сильный ветер, будет значительно легче, если мы проденем шкот через блоки (чертеж на стр. 9).Когда на «Оптимисте» не плавают, он должен храниться на берегу. Прежде, чем спустить его на воду, внимательно осмотрим корпус лодки, чтобы убедиться в его исправности и чистоте. Если лодкой долго не пользовались, необходимо проверить, не дает ли она течь. Все замеченные недостатки нужно устранить до спуска лодки на воду. Перед спуском положим исправный руль с румпелем и шверт в лодку. Если ветер дует с берега, то мачту вместе с прикрепленным к ней парусом и шпринтовым установим еще до спуска лодки на воду — нижний конец мачты (шпор) при этом проходит через находящуюся в носу мачтовую банку и входит в соответствующее гнездо (степс). Если ветер дует с моря, то мачту устанавливать на берегу не имеет смысла — лучше уложите ее в лодку. Спуск лодки на воду вполне под силу двум маленьким яхтсменам, они могут поднять ее, держа с двух сторон. Если нет причала, то при спуске нужно войти в воду, Чтобы потом не оставаться в мокрой обуви, целесообразно ее сиять. Но вот лодка на воде, и яхтсмен садится в нее. Если ветер дует с берега и мачта уже поставлена, то лодку немедленно вынесет на глубину, и вот тогда уже можно установить руль и шверт на место (руль и шверт сидят глубже, чем корпус лодки, поэтому их нельзя ставить на берегу или на мелководье), Теперь «Оптимист» готов к плаванию. Если же во время спуска лодки ветер дует с моря, то устанавливать мачту на берегу нецелесообразно, т. и. парус наполнится ветром и будет толкать лодку обратно на сушу. В этом случае необходимо вывести лодку веслом на глубину и уже там поставить на место руль и шверт, а затем и мачту. Если же имеется причал, то подготовка «Оптимиста» к плаванию и установка мачты значительно упрощаются.
5