шпангоутом, при встречном ветре — ближе к мидель-шпангоуту, при попутном — почти у транца. Чтобы не упасть за борт, никогда не следует садиться на край борта или транец.
КАК УПРАВЛЯТЬ ЯХТОЙ
Научиться управлять яхтой можно практически в течение нескольких минут. Но при этом надо постараться избежать ошибок, которые могут превратиться в плохую привычку и в дальнейшем помешать правильно управлять яхтой. Бывает, что начинающий рулевой немного нервничает, и поэтому с излишней суетливостью работает рулем. Во время первого выхода лодка, как правило, не слушается рулевого, не лежит на курсе, и чтобы не допустить этого рулевой начинает резко под большим углом перекладывать руль с одного борта на другой, Такое управление рулем «не по нраву» ни одной лодке, и она еще больше отклоняется от курса. В результате напрасных поворотов руля в воде возникают завихрения, которые снижают скорость судна. РУЛЬ НАДО ПОВОРАЧИВАТЬ СПОКОЙНО И ПОД НЕБОЛЬШИМ УГЛОМ. Управление рулем должно стать чисто механическим и в дальнейшем не требовать особого внимания. Рулевому ни в коем случае не следует смотреть на положение руля — его заботой должно быть наблюдение за парусом, ветром, волной и другими лодками и судами. Если рулевой сидит в лодке на правильном месте, и парус стоит как положено, то при отсутствии заметного волнения, яхта некоторое время лежит на курсе без помощи руля.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ШВЕРТ!
«Оптимист» — плоскодонная лодка. Если бы мы попробовали идти на ней, например, против ветра с неопущенным швертом — то сразу заметили бы, что лодку сносит под ветер, она начинает дрейфовать, независимо от того, в каком положении руль. Причина кроется в том, что у «Оптимиста» очень малое боковое сопротивление. Опущенный шверт увеличивает подводное боковое сопротивление яхты и заставляет ее слушаться руля- ПРИ ВСТРЕЧНОМ ВЕТРЕ ШВЕРТ ОПУСКАЮТ ПОЛНОСТЬЮ. ПРИ БОКОВОМ ВЕТРЕ ОПУСКАЮТ ПРИМЕРНО НАПОЛОВИНУ, ПРИ ПОПУТНОМ ВЕТРЕ БОКОВОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ НЕСУЩЕСТВЕННО — ТОГДА ШВЕРТ ПОЛНОСТЬЮ ПОДНИМАЮТ. Однако полностью вынимать шверт из швертового колодца не стоит. Вынимать его нужно так, чтобы шверт только вышел из воды и стоял в швертовом колодце с небольшим наклоном назад. Из такого положения шверт при первой же необходимости можно быстро опустить в колодец.
10