В минувшие выходные (22-24 июля 2005 г. прим. администратор сайта) на Красноярском море в районе Шумихинского залива можно было наблюдать торнадо, да не один. Торнадо настигали друг друга, двигались параллельно основному направлению ветра, поперёк него и даже галсами против ветра.
Впрочем, многочисленным отдыхающим сибирякам они не угрожали ничем. Это в Северной Америке при слове "торнадо" кровь стынет в жилах обывателей. "Торнадо", которые накручивали треугольники и петли по Красноярскому водохранилищу, - всего лишь элегантные скоростные парусные катамараны.
Открытый чемпионат Красноярского края по парусному спорту в олимпийском классе парусных судов - это сегодня звучит почти как сказка. Два десятилетия тому назад, если кто помнит, наше искусственное море было белым-бело от десятков спортивных парусных лодок. Увы, с тех пор многое изменилось. Парусов немало, но подавляющее их большинство - это прогулочные крейсерские яхты. Был длительный период времени, когда среди швертботов олимпийских классов вообще не проводилось гонок. В последние годы ситуация стала меняться к лучшему. Нынешний чемпионат в классе "Торнадо" - подтверждение тому. На соревнования к нашим яхтсменам приехал даже экипаж из Иркутска.
Катамаран "Торнадо" - один из самых технически сложных, экстремальных и красивых классов в олимпийской программе. А уж его традиционно высокая скорость в средние и сильные ветра вне конкуренции. Длинные и узкие корпуса-"поплавки" разделены трёхметровыми алюминиевыми балками, 9-метровая мачта с жёсткими крыловидными парусами превращает яхту в аналог летательного аппарата. Если при скорости ветра до 6-8 м/сек. "Торнадо" вовсе не оправдывает своё грозное название и потихоньку движется вместе с лодками других классов, то при более сильном ветре поведение этого судна разительно преображается. Катамаран кренится, наветренный корпус полностью выходит из воды. Лодка опирается только на один, подветренный поплавок. Резко возрастает скорость. Любые действия экипажа в этих условиях должны быть быстрыми, безошибочными, с опережением развития ситуации. Соседние с катамараном яхты, которые, разумеется, тоже ускоряются с усилением ветра, по сравнению с "Торнадо" словно стоят на месте.
Но за скорость нужно платить. Поэтому столь важна грамотная техника управления этим судном. Иначе... Иначе можно легко и просто попасть в неприятную историю. Переворачивается "Торнадо" со скоростью катапульты. Катапультируется при этом экипаж, который вышвыривается наветренным корпусом порой на десятки метров. Забегая вперед скажу, что в последней, седьмой гонке нынешнего чемпионата имело место столкновение, в результате которого два катамарана получили пробоины.
Накал борьбы был таким острым, а сама борьба настолько плотной, что лодка серебряного призёра, нарушив правила, не смогла избежать удара в борт одного из главных претендентов на награды, в результате чего дивногорский экипаж Александра Матвеева и Валерия Первых был вынужден сойти с дистанции и срочно идти на базу. В результате этого инцидента упрочил свои позиции другой дивногорский "Торнадо" с рулевым Алексеем Кубраком и шкотовым Павлом Филипенковым. Они и стали чемпионами, повторив свой прошлогодний успех.
А начинался чемпионат при полном штиле. Зеркальное отражение парусов в глади Красноярского моря, едва уловимый ветерок на 180 градусов менял своё направление. Но парусный спорт - всепогодный. Штилевые гонки не менее сложны, чем штормовые. Здесь - борьба нервов. Нужно лежать без движения, почти не дыша, чтобы ничем не нарушать ламинарное движение потоков воды вдоль лодки, искать глазами спасительные полоски ряби на акватории, напряжённо всматриваться в галсовый угол паруса, несмотря на яркий солнечный свет, усиливаемый белизной ткани. И всё это порой длится часами.
Но вот приближается облачко, а из-под него спасительная полоска ветра. Яхты оживают, набирают ход. Ветер усиливается ещё больше. Экипаж перемещается на наветренный корпус. Неподвижная ещё пять минут назад лодка с шипением летит по поверхности моря. Три субботние гонки прошли при ветрах от штиля до слабого, не более двух баллов. Наиболее удачливым при этой погоде оказался красноярский экипаж Родиона Королькова и Алексея Каученкова.
В воскресенье подул ветер средней силы. Несколько раз катамараны удавалось поднимать на один корпус. Четыре воскресные гонки прошли в острой борьбе, но победителем во всех них стал экипаж Алексея Кубрака. В результате он и выиграл, правда, с минимальным преимуществом - всего в 0,6 очка. На втором месте Корольков - Каученков, на третьем - Матвеев - Первых. Иркутяне не смогли подняться на пьедестал, показав четвёртый результат. Не помог даже дополнительный парус динакер, которым отличаются усовершенствованные в последние годы катамараны (красноярские лодки пока не имеют бушпритов и дополнительного паруса, который ставится на полных курсах и обеспечивает существенную прибавку скорости).
Лучшие красноярские экипажи "Торнадо" намерены спустя многие годы принять участие в Сибирской парусной регате, которая пройдёт на Обском море.
Илья НАЙМУШИН.
Фото автора и Татьяны НАЙМУШИНОЙ.